412860, Саратовская область, р.п. Лысые Горы пл. 50 лет Октября, д.3
телефон, факс: (84551) 2-10-34, E-mail: abbant-45@yandex.ru

Понятие и сущность экстремизма

Понятие и сущность экстремизма

«Экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. Экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам.

Понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

  • -насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

-публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

-возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

-пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

-воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

-совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

-пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

-публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

-публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

-организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

-финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Объектом агрессивных нападок экстремистов становятся все современные социально-политические, экономические институты, властные структуры, представляющиеся несовершенными, так как именно они, по мнению идеологов экстремизма, являются главным препятствием на пути установления основ нового порядка.

Экстремизм представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Россия, как многонациональная страна, сформирована в соответствии с национально-территориальным и административно-территориальным принципами. Поэтому экстремистские действия направлены не только против конкретного лица.

Проявления экстремизма достаточно разнообразны – от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.

Экстремистская деятельность может осуществляться с помощью экстремистских материалов. Под ними понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Призывы к осуществлению экстремистской деятельности означают подстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, т.е. совершаться непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может быть характерен и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

Незаконная деятельность экстремистских организаций их классификация в современной России.

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям.

Экономический экстремизм направлен на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др.

Источником политического экстремизма является деятельность лиц, создающих предпосылки для разрушения экономики, Вооруженных Сил, систем образования и здравоохранения России и использующих средства массовой информации для запугивания населения, разрушения моральных основ общества, пропаганды насилия, в том числе путем его показа под предлогом осуждения.

Националистический экстремизм отвергает интересы, права других наций, провозглашает верховенство одной нации над другими. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации (борьба за Халистан в Индии, движение басков в Испании и др.).

Националистический экстремизм – это насилие по мотивам национальной или расовой ненависти и вражды, возбуждение ненависти и вражды по отношению к лицам иной национальности или расы. В современной России существует не только русский национализм, но и татарский, удмуртский, якутский и т.д. Для России в плане националистического экстремизма наиболее серьезной проблемой является деятельность скинхедов. Скинхеды (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова, русский аналог – «бритоголовый») – чисто западное явление, молодежная субкультура, возникшая в Западной Европе в 60-70 годы XX века. В России скинхеды появились в начале 90-х. Скинхеды не образуют единой организации, а действуют по так называемому «сетевому» принципу. Это неформальные сообщества, молодежные банды, представляющие реальную криминальную опасность. Идеология скинхедов весьма примитивна и основана на агрессивном расизме. К высшей, белой расе, помнению скинхедов, относятся все европейцы, в том числе и славяне. Все неевропейцы и неславяне относятся к «черным» или «хачам», считаются низшей расой, вредящей «белым». Скинхеды беспричинно нападают на «черных», наносят им телесные повреждения, и иногда убивают. При этом жертвой скинхедов может стать не только кавказец или азиат, но и русский человек, по каким-то причинам показавшийся скинхедам «нерусским», или просто не понравившийся. Скинхеды также нападают на представителей враждебных им молодежных субкультур: панков, скейтбордистов, рэпперов и т.д.

Скинхеды активно пользуются сетью «Интернет», вербуют сторонников через социальные сети, выкладывают в сети пропагандистские материалы, в том числе в виде видеороликов, содержащих сцены насилия над лицами неславянских национальностей и внешности.

Важной особенностью скинхедов является их увлечение историей и символикой III Рейха, проявление симпатии к гитлеровским нацистам. Следует отметить, что согласно действующему законодательству публичная демонстрация нацистской символики (свастика, руны SS, «римское приветствие» - «Зиг!»), распространение трудов идеологов нацисткой Германии и фашистской Италии, оправдание нацистских преступлений II Мировой войны сами по себе образуют состав правонарушения.

Необходимо лишить скинхедов-неонацистов романтического ореола «борцов за интересы русского народа». Серьезной проблемой в последние годы становятся группировки «черных скинхедов» - банд кавказской молодежи, нападающих на лиц уже славянской внешности, а также групп «антифа».

«Антифа» - это молодежные банды, считающие себя антифашистами, нападающие на скинхедов, своеобразные «скинхеды наоборот». Реально существующие проблемы нелегальной миграции, этнической преступности, демографического кризиса среди коренного населения невозможно решить путем нападений на лиц неславянской внешности. Эти проблемы должны решаться на государственном уровне. А насилие лишь порождает ответное насилие, провоцирует гражданскую войну на этнической почве (вспомним события на Манежной площади в декабре 2010).

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии.

Свобода совести (возможность быть верующим, либо неверующим) и свобода вероисповедания (возможность выбрать любую религию) – фундаментальные ценности современного общества. Толерантность в религиозной сфере – это уважение права другого лица на духовно-мировоззренческий выбор. Все традиционные религии в современной России имеют потенциал толерантности, понимая, что к вере можно придти только добровольно, что в современном обществе необходимо мирно уживаться верующим и неверующим, представителям разных религий.

Исламисты в своей пропаганде делают ставку не только на традиционных мусульман из числа татаро-башкирского населения, но на молодежь славянского происхождения. Следует помнить, что исполнителями многих террористических актов, ответственность за которые несут исламисты, были как раз люди славянской внешности и происхождения.

Проявление экстремистов и террористов возможно в любой религии, точно также как и любая историческая традиционная религия несет в себе потенциал толерантности. «Плохих» религий не бывает (за исключением сатанизма и наиболее одиозных сект, построенных на отрицании и вражде ко всем остальным)

Ненависть и вражда появляется от непонимания и незнания, поэтому наиболее эффективным средством преодоления ксенофобии (боязни и ненависти перед чужим) является элементарное знакомство с религиозно-культурными традициями российского общества.

Особое место среди объединений экстремисткой направленности, способных оказать негативное информационно-психологическое воздействие, занимают тоталитарные секты. Данный феномен тесно связан с религией, однако, по ряду параметров, выходит за рамки собственно религиозной практики.

Каждый гражданин России свободен, выбирать: исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный – полный), так как он решает задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Секта («часть целого, круга») – это религиозное направление, оппозиционное по отношению к более «старому», традиционному религиозному направлению – Церкви («широкому кругу единоверцев»). Существует много религиозных объединений, по происхождению и своей сущности являющихся сектами, но при этом они вполне законопослушные организации, не несущие угрозы безопасности личности, общества и государства. Такие секты, например, баптисты или адвентисты 7-го дня, существуют на протяжении длительного исторического времени. Принципиальное различие существует между «историческими» сектами и тоталитарными сектами.

Тоталитарная секта–это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающих разрушительное воздействие на личность человека.

Экологические экстремисты выступают против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Духовный экстремизм ориентирован на изоляционизм, отвергает опыт, достижения другой культуры, навязывает в качестве официальной идеологии определенные социальные, религиозные, этнические стандарты.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности.

Наибольшую опасность представляет политический экстремизм - теория и практика насильственного, незаконного взятия и удержания государственной власти, деяния и призывы к деяниям, направленным на насильственное изменение конституционного строя. Классическим примером политических экстремистов были революционеры-большевики. В современной России в список экстремистских запрещенных организаций включена «Национал-большевистская партия» (лидер – Эдуард Лимонов), ставящая перед собой цель революции, насильственного взятия власти.Еще одним примером политических экстремистов являются псевдолибералы - сторонники так называемого движения «Стратегия-31», которые по 31 числам провоцируют массовые беспорядки в г. Москве на Триумфальной площади (Э.Лимонов является их союзником).

В большинстве случаев экстремисты правильно критикуют власть за ее просчеты и недостатки. Но с точки зрения здравого смысла очевидно: если кто-то кого-то критикует – это еще не означает, что он сам может предложить что-то лучшее.

Еще один аргумент политических экстремистов – «пусть народ сам разберется, что ему нужно». Но толпа и народ – это не одно и то же. Вспомним, что Гитлер пришел к власти путем выборов, с помощью популистских лозунгов. Поэтому мало дать народу свободу выбора, необходимо еще, чтобы этот выбор был просвещенный, сознательный.

Революция – это всегда незаконное взятие власти, сопровождаемое гибелью и страданиями людей, социально-экономическими катаклизмами. Революционная борьба связана с террором – самой кровавой формой экстремизма.

По методам воздействия различают экстремизм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы); экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества); экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.). Как правило, при осуществлении экстремистских акций перечисленные методы используются комплексно, приоритет тем или иным из них отдается с учетом конкретных условий и специфики региона деятельности экстремистов, их оснащенности, складывающейся политической обстановки и иных обстоятельств.

По средствам, используемым при осуществлении акций экстремизма, последний подразделяют на два вида: традиционный (с применением огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения политических убийств, известных человечеству в течение ряда веков) и технологический (использование в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, имуннологии и т.д.).

Противодействия экстремистским проявлениям в России.

Важную роль в противодействии с экстремизмом играет полиция. Результативность ее работы в этом направлении зависит от правильной организации деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие.

17:06
61